Киноклуб в театре!
Спектакль «Сережа» Крымова – это истерическая манифестация Анны Карениной.
Но не менее важный вопрос и первая загадка спектакля: а почему Сережа? Кто в центре истории? Если снова Анна, тогда, кто же Сережа, которого в спектакле играет умилительная кукла, которой руководят другие люди?
В обсуждении после спектакля страсти накаляются, возникает спор. Один из участников настаивает, что Сережей зовут не только сына Анны, но и Вронского.
Одна из гипотез – это детское «Я» самой Анны, брошенное когда-то матерью. Неспроста прелюдией любви Анны ко Вронскому являете встреча с его матерью. И не где-то, а в очень символичном месте – в поезде!
И если речь идет о детской части Анны, куколке, нуждающейся во взгляде и руках другого, то тема зависимости выходит на первый план.
Анна представляется нам замужней женщиной, плененной нелюбимым мужем, словно и не было другого варианта, надо было выходить за старого, сухого человека, да, с положением, обеспеченного, но беспредельно скучного.
Затем Анна встречает Вронского и, кажется, что у нее снова нет другого варианта как лишь только ответить на его страсть взаимностью. То есть возможность совладать с искушением как это сделала пушкинская Татьяна или героиня фильма «Мосты округа Мэдисон» не рассматривается.
Так из одной безысходности Анна попадает в другую: минимальное отдаление Вронского, она переживает как болезненную утрату и жестокое отвержение. В чем суть ее страдания? Что она переживает?
Вторая загадка спектакля: причем здесь отрывок из романа Гроссмана «Жизнь и судьба»?
Вставка фрагмента, где мать солдата из романа «Жизнь и судьба» стоит у могилы сына, вызывает сложные чувства. Одно из них- возмущение. Как Анна связана с матерью солдата? Обе – матери, потерявшие сыновей. Но мать солдата потеряла его в действительности, это реальная утрата и реальное горе. А Анна потеряла сына психически, на самом деле мальчик жив, растет, как-то развивается.
Да и можно ли говорить о потере. Чтобы быть потерянным Сережа должен был быть сперва найденным матерью. А одно из наших предположений, что он всегда оставался для Анны в большей степени проекцией ее собственной части, чем отдельным маленьким мальчиком, переживающим события, происходящие вокруг него.
Список вопросов длинен, длиннее списка Льва Рубинштейна, написавшего последний отрывок для этого спектакля.
Поделиться ссылкой: